Интересное о динозаврах

Интересное о динозаврах - Умный сайт
Главная » 2014 » Июнь » 5 » Интересное о динозаврах
16.05.48
Интересное о динозаврах

Динозавры появились около двухсот сорока миллионов лет назад. Если историю Земли сжать до 1 года, считая, что рождение Земли произошло 1 января, то первая жизнь появилась не раньше конца марта. Первые динозавры появились бы в середине декабря. Первые люди появились бы только за несколько часов до окончания года.

Больше, чем 99, 9 процентов животных, живших когда-либо на Земле, вымерли до появления человека. Не обозначенная древнейшая рептилия (insectivorous) (1972) была найдена в Кентукки, США, ее предполагаемый возраст 310 000 000 лет.

Развитие Земли разделено на пять промежутков времени, которые называются эрами. Первые две эры, археозой и протерозой, длились 4 миллиарда лет, то есть почти 80% всей земной истории. Во время археозоя произошло образование Земли, возникли вода и кислород. Около 3,5 миллиардов лет назад появились первые крохотные бактерии и водоросли. В эпоху протерозоя, около 700 лет назад, в море появились первые животные. Это были примитивные беспозвоночные существа, например черви и медузы.

Палеозойская эра началась 590 миллионов лет назад и продолжалась 342 миллиона лет. Тогда Землю покрывали болота. Во время палеозоя появились крупные растения, рыбы и земноводные. Мезозойская эра началась 248 миллионов лет назад и длилась183 миллиона лет. В это время Землю населяли огромные ящеры динозавры. Появились также первые млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра началась 65 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В эту пору возникли растения и животные, которые окружают нас сегодня.

Самым примитивным динозавром считается Eoraptor lunensis. Ему присвоили это название в 1993 г., когда в предгорьях Анд в Аргентине, в горных породах, возраст которых составляет 228 млн. лет, был найден его скелет. Длина тела этого динозавра достигала 1 м. Его отнесли к тероподам (хищный динозавр из отряда птицетазовых).

Большинство динозавров жило более ста лет. Динозавры были самыми крупными животными за всю историю Земли. Одним из самых крупных динозавров был суперзавр Supersaurus . Он весил столько же, сколько 10 слонов. Огромных размеров достигали травоядные динозавры. Особо крупными, до 30 метров в длину, были брахиозавр и диплодок. Зауроподы - представители подотряда ящеротазовых динозавров, отличавшихся длинной шеей, длинным хвостом и передвигавшихся на четырех ногах. Эти растительноядные динозавры заселяли большую часть суши в юрском и меловом периодах, 208-65 млн. лет назад.

Диплодок, живший в меловой период, имел длину тела более 25 м; обитал он в Северной Америке. У динозавров было по пять пальцев. Обитатели суши, тетраподы, были четвероногими земноводными, о пяти пальцах на каждой ноге, и любили гулять по прибрежному песочку древних морей и океанов. Вот такие-то следы, возрастом от 360 до 345 миллионов лет, и были недавно обнаружены на востоке Канады - самые древние из известных на сегодняшний день.

Самый нелепый динозавр – теризинозавр. У теризинозавров ноги были похожи на птичьи, морда заканчивалась беззубым клювом, на каждой лапе было по четыре функциональных пальца.

Самыми тяжелыми динозаврами были, вероятно: титанозавр Antarctosaurus giganteus (гигантский антарктический ящер), весивший 40-80 т, ископаемые останки которого найдены в Индии и Аргентине; брахиозавр Brachiosaurus altithorax (рукоящер), названный так за свои длинные передние конечности (45-55 т); диплодоки Seismosaurus halli ( ящер, сотрясающий землю ) и Supersaurus vivianae (вес обоих превышал 50 т, а по некоторым расчетам, приближался к 100 т). Предполагаемый вес аргентинского титанозавра - аргентинозавра – доходил до 100 т. Оценки, сделанные в 1994 г., были основаны на размерах его гигантских позвонков.

Анкилозавры - самые бронированные из динозавров. Спина и голова у них были защищены костяными пластинами, рогами и шипами. Туловище достигало ширины 2,5 м. Отличительным признаком была большая булава, которой заканчивался хвост.

Самым высоким и крупным видом динозавров, скелет которого сохранился полностью, был брахиозавр Brachiosaurus brancai, найденный в Тедагуру, Танзания. Он был обнаружен в позднеюрских отложениях (150 -144 млн. лет назад). Общая длина брахиозавра составила 22,2 м; высота в холке - 6 м; высота с поднятой головой - 14 м. Вероятно, при жизни вес динозавра был равен 30 - 40 т. Однако малая берцовая кость другого брахиозавра, хранящаяся в музее, позволяет предполагать, что эти животные были еще крупнее.

Самый длинный динозавр - это брахиозавр. Отпечатки ступней позволяют предположить, что длина тела брахиозавра Breviparopus достигала 48 м. Диплодок Seismosaurus halli, найденный в 1994 г. в шт. Нью-Мексико, США, достигал длины 39-52 м. Эти оценки основаны на сравнении костей.

Игуанодон, живший в меловой период, имел длину тела около 10 м; обитал он в Западной Европе, Северной Африке, Монголии; был травоядным.

Самые мелкие динозавры были размером с кур. Длина обитавшего в южной Германии и в юго-восточной Франции космогнатуса (пер. изящная челюсть) и малоизученного растительноядного фаброзавра из шт. Колорадо, США, от кончика носа до кончика хвоста составляла 70-75 см. Первый весил около 3 кг, а второй - 6,8 кг.

Самый большой череп принадлежит торозавру. Это растительноядный ящер, носивший вокруг шеи гигантский костный щит, был длиной около 7,6 м и весил до 8 т. Длина его черепа, вместе с костным жабо, достигала 3м, а вес-2 т. Он обитал на территории нынешних штатов Монтана и Техас, США.

Стегозавр, живший в меловой период, имел длину тела около 9 метров, был травоядным.

Самые большие следы были у гадрозавра (утконоса). Они были обнаружены в 1932 г. в Солт-Лейк-Сити, шт. Юта, США, Этот крупный динозавр передвигался на задних лапах. Длина его следов 136 см, а ширина -81 см. В других сообщениях из Колорадо и Юты говорилось о следах, ширина которых достигала 95-100 см. Ширина следов, по-видимому, задних конечностей самых крупных брахиозавров доходит до 100 см.

Трицератопс - пресмыкающееся, внешне напоминающее носорога, жил в меловой период, имел длину тела около 7 м; обитал он в Северной Америке; был травоядным.

Самый зубастые динозавры - это орнитомимиды. У птицеподобного динозавра Pelecanimimus было более 220 очень острых зубов.

Самые длинные когти принадлежат теризинозаврам, найденным в бассейне Немегт, Монголия, в позднемеловых отложениях. Их длина по наружной кривизне достигала 91 см (по сравнению с 20,3 см у Tyrannosaurus rex). У этого динозавра был хрупкий череп и не было зубов. Питался он, вероятно, термитами. Второй претендент – это спинозавр. В январе 1983 г. любителем-палеонтологом Уильямом Уолкером вблизи Доркинга, гр. Суррей, Англия, был найден коготь длиной 30 см. Предполагается, что он принадлежал спинозавру, общая длина которого превышала 9 метров, примерный вес составлял 2 тонны

Тропы динозавров можно использовать для оценки их скорости. Одна тропа, обнаруженная в 1981 г. на территории шт. Техас, США, позволяет сделать вывод, что некий плотоядный динозавр мог передвигаться со скоростью 40 км/ч. Некоторые орнитомимиды бегали еще быстрее. Например, обладавший большим мозгом 100-килограммовый Dromiceiomimus, обитавший на территории нынешней пр. Альберта, Канада, в конце мелового периода, мог, вероятно, обогнать страуса, который развивает скорость свыше 60 км/ч.

Кости нового вида динозавра Suuwassea emilieae были раскопаны в Монтане в 1999 и 2000 годах. Этому травоядному динозавру 150 миллионов лет. Он родственник широко известного диплодока. Длина животного составляла 15 метров. У него была длинная шея и подобный кнуту хвост, а также загадочное лишнее отверстие в черепе. Его назначение неизвестно. Причём аналогичное лишнее отверстие ранее учёные обнаруживали всего у двух видов динозавров, найденных в Южной Америке и Африке.

У нелетающих динозавров – троодонтидов масса мозга по отношению к массе тела была такова, что, возможно, это динозавры были самыми умными, такими же, как самые умные птицы.

Стегозавр в длину достигал 9 метров, а вот его мозг весил 50 - 70 г был величиной всего с грецкий орех. Это составляло 0,002% массы его тела, равнявшейся, по оценкам, 3,3 т. Стегозавр жил около 150 млн. лет назад на территории нынешних штатов Колорадо, Оклахома, Юта и Вайоминг, США.

Плезиозавр - морское животное с длинной шеей, живший в меловой период, имел длину тела 16 метров, он обитал в Европе, Северной Америке; жил в море; был плотоядным и питался рыбой и морскими беспозвоночными.

Динозавры-хищники были мельче и передвигались на задних конечностях. Самым большим из них был тираннозавр, высотой 5-6 метров и 12 м длиной. Его пасть была длиной 1 м. За один присест он мог проглотить добычу весом 200 кг. Тираннозавры – самые страшные сухопутные хищники в истории планеты. Взрослые особи весили около 5-6 тонн, а следовательно были в 15 раз тяжелее крупнейшего современного хищника – белого медведя. Динозавр, разгуливавший по Земле 65 миллионов лет назад, был крупнейшим сухопутным хищником всех времен.

Тираннозавры – самые страшные сухопутные хищники в истории планеты - умирали молодыми. Хищник быстро рос, набирая по два килограмма в день, как современный африканский слон. Как им удавалось вырастать до таких размеров? Некоторые специалисты полагали, что они медленно росли всю свою жизнь, другие – что они стремительно росли в молодости, а потом скорость увеличения размеров замедлялась, как у птиц и млекопитающих. что всем этим существам к моменту смерти было от двух до 28 лет. Животные вырастали сильнее всего на 14-18-м годах своей жизни, в дальнейшем поддерживая достигнутые размеры.

Предки тираннозавра были покрыты мелкими перышками, а не голой кожей. Скелет предка, возрастом около 130 миллионов лет, является самым древним представителем рода тираннозавров, и до сих пор единственным, чья "пернатость" не вызывает сомнения у палеонтологов.

Он был где-то полтора метра от носа до кончика хвоста. Однако он ходил на задних лапах и был грозным хищником - для травоядных динозавров меньших размеров. Сам тираннозавр вряд ли был покрыт перьями - ему они бы больше мешали, чем помогали, из-за больших размеров ему важнее было отдавать в окружающий мир избыточное тепло, чтобы не перегреться. Однако его "птенцы" могли вылупляться из яиц, покрытые некоторым аналогом пуха, и терять его по мере взросления Медлительные хищники

Самый крупный хищник в мире динозавров, вероятно, был довольно медлителен. Tyrannosaur rex не мог разогнаться до скорости более 40 км/ч, хотя многие учёные считают, что он был способен носиться почти вдвое быстрее. Свои выводы ученые сделали на основе компьютерной модели шеститонного ящера.

Габариты тираннозавров составляли проблемы для этих животных – становясь больше, они скорее всего постепенно теряли способность быстро перемещаться. Молодые мелкие животные могли развивать скорость до 40 километров в час, но как только вес становился больше тонны, это становилось невозможным по биомеханическим причинам. Так что если это животное было хищником, а не падальщиком, представляется загадкой, как ему удавалось добывать достаточно пищи, чтобы поддерживать гигантскую скорость роста тела. Возможно, экосистема Юрского периода производила достаточно падали — и тираннозаврам просто не было нужды активно охотиться. Падали вокруг было предостаточно. Так и неясно, были ли тираннозавры хищниками, или же питались по преимуществу падалью?

Тираннозавр, живший в меловой период, имел длину тела около 14 метров, обитал он в Азии, Северной Америке; это самое большое когда-либо существующее плотоядное наземное животное.

На северо-востоке Китая жил четырехкрылый динозавр Microraptor gui. Предполагается, что он мог совершать короткие планирующие перелеты с дерева на дерево. Его длина от головы до хвоста составляет лишь 77 см, но именно он считается самым редким из всех когда-либо обнаруженных видов динозавров. Одной из самых ценных находок являются останки четырехкрылого плотоядного динозавра, получившего название "Микрораптор гуи", которые были обнаружены в прошлом году в китайской провинции Ляонин. По мнению ученых, этот вид динозавра является последним недостающим звеном в эволюционной картине трансформации ящеров в птиц.

Тираннозавр не просто впивался зубами в тело жертвы, как сегодня это делают, скажем, львы. Он быстро и легко прокусывал на большую глубину мышцы, хрящи и даже толстенные кости, а затем вырывал из жертвы большие куски плоти. Перемолотые кости шли в пищу вместе с мясом. тираннозавр имел очень прочные череп и челюсть. А самое удивительное то, что у монстра была ещё и целая система амортизации ударных нагрузок. В частности, в отличие от большинства животных, часть костей, составляющих череп, у тираннозавра сохраняла некоторую подвижность относительно друг друга. Соединительные ткани помогали рассеивать энергию удара. Разумеется, такому способу питания тираннозавра способствовали и его острые 15-сантиметровые зубы.

О том, каким был эффективный объем легких у ископаемых, можно судить, изучая сочленения между позвоночным столбом и ребрами животного. У древнейших их видов дыхательная система была существенно слабее, чем, например, у тираннозавров рекс и других, живших ближе к окончанию юрского периода. Грудная клетка последних обладала лучшей способностью к расширению. Ранние ящеры Северной Америки были в состоянии за единицу времени поглощать на сорок процентов меньше воздуха, чем поздние, жившие после середины юрского периода. Что касается динозавров Южной Америки, то у них подобное развитие происходило намного позднее.

Существует предположение, что "северяне" прибегали к "патрулированию" больших территорий, а затем преследовали свою добычу на весьма длительные расстояния. Эта гипотеза основана на изучении грудной клетки хищников, позволявшей легким поглощать большие объемы воздуха.

Самые крупные яйца откладывал титанозавр. Hypselosaurus priscus, 12-метровый титанозавр, живший около 73-65 млн. лет (по некоторым данным - 80 млн. лет) назад. Осколки яйца этого динозавра были найдены в октябре 1961 г. в долине реки Дюранс, Франция. Можно предположить, что в целом его размеры составляли 30 см в длину и 25,5 см в диаметре (емкость - 3,3 л). Сам титанозавр весил около 10 тонн.

Самое большое яйцо, когда-либо отложенное живым существом принадлежит вымершему Аепиорнису Мадагаскарскому. Яйцо имело длину 24 см и объем 11 литров.

Просмотров: 1395 | | Теги: динозавры, Интересные факты | Рейтинг: 5.0/1